1. Необходимость проведения аттестации.
1.1. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации является обязанностью работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Это требование «Трудового кодекса Российской Федерации» от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ (с изм. и доп. от 24.07.2002г. № 97-ФЗ, от 25.07.2002г. № 116-ФЗ, от 30.06.2003г. № 86-ФЗ, от 27.04.2004г. № 32-ФЗ, от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, от 29.12.2004г. № 201-ФЗ, от 09.05.2005г. № 45-ФЗ, от 30.06.2006г. № 90-ФЗ, с изм., внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 г. № 3-П); (ст. 212).
В соответствии с «Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ст. 5.27) нарушение законодательства о труде и об охране труда -влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;
– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
– на юридических лиц – от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. В соответствии с «Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ст. 5.27) нарушение законодательства о труде и об охране труда -влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;
– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
– на юридических лиц – от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
1.2. Получение лицензий на отдельные виды деятельности.
Во многих регионах действует порядок, по которому предприятие не может получить лицензию на определенные виды деятельности, пока у него не проведена аттестация рабочих мест и нет соответствующего заключения Госэкспертизы условий труда. По инициативе местных органов власти такие предприятия вносят в “черный” список и им не дают муниципальные подряды на выполнение работ.
2. Цель аттестации.
Основная цель проведения аттестации – выявление на рабочих местах вредных и опасных факторов, способных повлиять на жизнь и здоровье работников.
3. Экономическая заинтересованность в проведении аттестации.
3.1. Проведение аттестации за счет средств ФСС.
Предприятие может вернуть на эти цели до 20% средств, перечисленных им за предыдущий год в ФСС.
«ПРАВИЛА ФИНАНСИРОВАНИЯ В 2006 ГОДУ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СОКРАЩЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ РАБОТНИКОВ И САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ФАКТОРАМИ», утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 26.05.2006 N 390 (издаются ежегодно на каждый год).
Размер средств, направляемых страхователем на финансирование предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных за 2005 год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в 2005 году.
3.2. Получение скидок (до 40%) к страховым тарифам, оплачиваемым организацией по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве.
В соответствии с действующим налоговым законодательством процентная ставка налога по страхованию от несчастных случаев зависит от категории, к которой отнесено предприятия по степени профессионального риска. Однако не все руководители предприятий знают, что внутри этой категории им могут уменьшить до 40% ставку этого налога (Постановление ФСС № 11 от 05.02.2002г «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА СКИДОК И НАДБАВОК К СТРАХОВЫМ ТАРИФАМ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ»). Одним из условий получения скидки является проведение аттестации по условиям труда не менее 30% всех рабочих мест.
3.3. Обоснование льгот и компенсаций за работы с опасными и вредными условиями труда. Снижение при этом налоговой нагрузки на фонд заработной платы сотрудников предприятия
При наличии по результатам аттестации условно аттестованных рабочих мест и с учетом анализа показателей профессионального риска на предприятии может быть проведен расчет компенсационных выплат и их отражение в локальных актах предприятия, включая коллективный и трудовые договоры. Начисленные в составе заработной платы компенсационные выплаты указанного выше типа относятся к перечню выплат, не подлежащих обложению единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц.
В соответствии с подпунктом 3 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе за работу во вредных условиях.
Следовательно, и компенсацию, и доплату можно включить в состав расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль. С налогом на доходы физических лиц проблем тоже нет.
В подпункте 3 статьи 217 НК РФ говорится, что не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством компенсационных выплат, в том числе связанных с исполнением работником своих трудовых обязанностей.
В соответствии со статьей ст.219 ТК РФ каждый работник имеет право на компенсации, установленные законодательством, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда. Кроме этого, работодатель обязан оплачивать “вредный” труд в повышенном размере (ст.147 ТК РФ). Размер доплат за вредные условия труда установлен постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 3 октября 1986 г. N 387/22-78, где сказано, что доплаты за вредные условия труда составляют 4, 8 и 12 процентов от оклада. Конкретный же размер доплаты определяется на основании данных об аттестации рабочих мест с учетом мнения представительного органа работников либо в соответствии с коллективным договором (ст.147 ТК РФ). Размер компенсаций также определяется по результатам аттестации и устанавливается коллективным либо трудовым договором.
В той же статье 147 ТК РФ сказано, что перечень работ с вредными условиями труда определяется Правительством РФ. предприятии может быть проведен расчет компенсационных выплат и их отражение в локальных актах предприятия, включая коллективный и трудовые договоры. Начисленные в составе заработной платы компенсационные выплаты указанного выше типа относятся к перечню выплат, не подлежащих обложению единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц.
В соответствии с подпунктом 3 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе за работу во вредных условиях.
Следовательно, и компенсацию, и доплату можно включить в состав расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль. С налогом на доходы физических лиц проблем тоже нет.
В подпункте 3 статьи 217 НК РФ говорится, что не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством компенсационных выплат, в том числе связанных с исполнением работником своих трудовых обязанностей.
В соответствии со статьей ст.219 ТК РФ каждый работник имеет право на компенсации, установленные законодательством, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда. Кроме этого, работодатель обязан оплачивать “вредный” труд в повышенном размере (ст.147 ТК РФ). Размер доплат за вредные условия труда установлен постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 3 октября 1986 г. N 387/22-78, где сказано, что доплаты за вредные условия труда составляют 4, 8 и 12 процентов от оклада. Конкретный же размер доплаты определяется на основании данных об аттестации рабочих мест с учетом мнения представительного органа работников либо в соответствии с коллективным договором (ст.147 ТК РФ). Размер компенсаций также определяется по результатам аттестации и устанавливается коллективным либо трудовым договором.
В той же статье 147 ТК РФ сказано, что перечень работ с вредными условиями труда определяется Правительством РФ.
3.4. Получение официальных документов, необходимых для дополнительного улучшения условий труда работающих (дополнительная спецодежда, средства защиты и пр.) с отнесением этих затрат на себестоимость продукции.
Известны случаи, когда налоговые органы по результатам налоговых проверок накладывали на предприятия довольно значительные штрафы (до500 тыс. руб.) за необоснованное предоставление льгот, компенсаций, спецодежды и СИЗ, так как на этих предприятиях не была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда (являющаяся основанием для таких льгот и пр.).
4. Обеспечение конкурентоспособности предприятия.
Обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции на международном рынке, а также на внутреннем рынке после вступления России в ВТО.
После вступления России в ВТО товары отечественных предприятий смогут реально конкурировать с импортными товарами на внутреннем рынке (не говоря уже о внешнем рынке) только в том случае, если на этих отечественных предприятиях будет сертифицирована по международным стандартам система качества. Составная часть сертификации системы качества – сертификация работ по охране труда на предприятии. Аттестация рабочих мест по условиям труда является начальным (и основным) этапом сертификации работ по охране труда.
Получение фактической картины состояния условий труда на рабочих местах позволит разработать план для проведения необходимых конкретных мероприятий с целью улучшения и оздоровления условий труда. Проведенная аттестация информирует работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.